Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что современное экономическое и социальное
развитие России порождает задачу адекватного правового регулирования общественных
отношений в условиях всевозрастающей интенсивности гражданского общества.
Поэтому особую актуальность приобретает вопрос определения содержания правоотношений с
детьми, ограниченными в дееспособности взрослых граждан и социально незащищенных
граждан.
2
Так же проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В
России существует феномен социального сиротства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с опекой и
попечительством над детьми.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие опеку и
попечительство над детьми, практика их приминения, а так же научная и учебная литература по
теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правовой сущности опеки и попечительства над
детьми.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть правовое регулирование опеки и попечительства над детьми;
• исследовать задачи органов опеки и попечительства;
• проанализировать вопросы единоличной опеки над ребенком;
• рассмотреть алиментные отношения при опеке и попечительстве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Значение и регулирование опеки и попечительства над детьми
1.1. Правовое регулирование опеки и попечительства над детьми
Статьей 31 Гражданского кодекса РФ установлены общие правила, регулирующие опеку и
попечительство. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и
прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 24 апреля
2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над
несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Под опекой и попечительством понимают форму осуществления прав недееспособных,
ограниченно дееспособных лиц, а также форму устройства детей, оставшихся без попечения
родителей. Устанавливаются опека и попечительство в целях реализации прав этих лиц. Лица,
признанные судом недееспособными в силу психического расстройства, ограниченно
дееспособными вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными
напитками, наркотическими веществами, а также несовершеннолетние дети (за отдельными
исключениями) ограничены в самостоятельном приобретении и осуществлении гражданских
прав, исполнении обязанностей. Такие лица нуждаются в особой заботе и помощи со стороны
государства и общества. Для реализации гражданских прав им назначаются опекуны и попечители
либо избираются иные формы устройства.
3
Статья 32 ГК РФ предусматривает основания установления опеки и полномочия опекунов. Опека
устанавливается над малолетними лицами, т.е. лицами, не достигшими возраста 14 лет,
оставшимися без родительского попечения, и над гражданами, признанными судом
недееспособными. Органы опеки и попечительства назначают опекунов, которые являются их
законными представителями и совершают от их имени и в их интересах все юридически
значимые действия.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 июня 2012 г. N 15-П, «решение суда о
признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства служит
основанием для назначения ему органом опеки и попечительства опекуна (часть вторая статьи
285 ГПК Российской Федерации ) либо, если такой гражданин помещен под надзор в
соответствующую организацию, например оказывающую социальные услуги, - для возложения на
данную организацию исполнения опекунских обязанностей (пункт 4 статьи 35 ГК Российской
Федерации, часть 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и
попечительстве»). Опека над гражданами, признанными судом недееспособными,
устанавливается для защиты их прав и интересов, с тем чтобы опекуны - лица, являющиеся
представителями подопечных в силу закона, имели возможность совершать от их имени и в их
интересах все необходимые сделки и выступать в защиту их прав и законных интересов в любых
отношениях, в том числе в судах (пункт 2 статьи 29, пункт 1 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 ГК
Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 и часть 2 статьи 15 Федерального закона «Об опеке и
попечительстве»).
Таким образом, конституционно значимая цель, которую преследовал федеральный
законодатель, предусматривая возможность признания недееспособными граждан, которые
вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или
руководить ими, и определяя правовые последствия соответствующего судебного решения,
состоит в защите прав и законных интересов как самих указанных лиц, относящихся к одной из
наиболее социально уязвимых категорий, так и любых третьих лиц, вступающих с ними в
гражданско-правовые отношения, что позволяет рассматривать взаимосвязанные положения
пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 ГК Российской Федерации в системе
действующего правового регулирования как не противоречащие в этом аспекте Конституции
Российской Федерации».
Статья 33 ГК РФ предусматривает основания установления попечительства и полномочия
попечителей. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18
лет, оставшимися без попечения родителей, и над гражданами, ограниченными судом в
дееспособности. Органы опеки и попечительства назначают таким лицам попечителей, которые
обязаны оказывать им содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять
их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение сделок,
которые они не могут совершать самостоятельно.
Статья 34 ГК РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства
являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской
Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с
федеральными законами.
4
Так, в ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов,
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в
соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской
Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного
самоуправления являются органами опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства
являются органы местного самоуправления (глава местной администрации, органы образования,
здравоохранения). Их компетенция помимо ГК РФ, СК РФ определяется законами субъектов РФ.
Правовое регулирование по вопросам организации и деятельности органов опеки и
попечительства, по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без
попечения родителей, определяется ГК РФ, СК РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N
184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Статья 34 ГК РФ устанавливает, что при перемене места жительства подопечного полномочия
органа опеки и попечительства возлагаются на органы опеки и попечительства по новому месту
жительства.
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу о признании
гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу
опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки
или попечительства.
Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за
деятельностью их опекунов и попечителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах ребенка (принята и открыта для подписания, ратификации и
присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989) // Ведомости
Верховного Совета СССР. 1990. N 45.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание
законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755,
7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание
законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
8. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ,
28.06.1999, N 26, ст. 3177.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст.
3822.
11. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах
осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ.
2009. N 21. Ст. 2572.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П // Собрание
законодательства РФ, 16.07.2012, N 29, ст. 4167.
13. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011, раздел «Рассмотрение судами дел о лишении
родительских прав» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, июль, 2012.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 // Бюллетень Верховного
Суда РФ, N 1, январь, 2018.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 // Бюллетень Верховного
Суда РФ, N 7, 1998.
16. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2017 по делу N 33-
10117/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2017 по делу N 33-
21394/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 02.06.2017 по делу N 33-
21438/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2017 по делу N 33-
10233/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
6
20. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2017 по делу N 33-
10233/2017, от 10.03.2017 по делу N 33-4387/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Московского городского суда от 15.04.2016 N 4г-3339/2016 // СПС
«КонсультантПлюс».
22. Антонов К. Финансирование приемных семей. Споры // Административное право. 2017. N
1. С. 70.
23. Данилова Л.Я. К вопросу о возможности дифференциации гражданско-правовых
последствий наличия у гражданина психического расстройства // Семейное и жилищное право.
2012. N 5. С. 4.
24. Зейгер М.В., Шейфер М.С., Юдин А.В. «Неполная мера» дееспособности в гражданском
праве: юридический, медицинский и психологический аспект (постановка проблемы) //
Юридическая психология. 2012. N 3. С. 3.
25. Куропацкая Е.Г., Темникова Н.А., Попова О.С. Комментарий к Федеральному закону от 24
апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
26. Ларикова И.В., Дименштейн Р.П., Волкова О.О., Таранченко Е.Ю. Взрослые с ментальными
нарушениями в России: по следам Конвенции о правах инвалидов. М.: Теревинф, 2015. С. 33.
27. Левушкин А.Н. Юридические особенности и правовая природа приемной семьи в
Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2011. N 6. С. 15.
28. Петурова Н.Н. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении
совершеннолетних граждан в России // Адвокат. 2016. N 12. С. 50.
29. Рабец А.М. Алиментные обязательства и отношения по опеке и попечительству: проблемы
сосуществования // Современное право. 2018. N 2. С. 30.
30. Рабец А.М. Реформа законодательства об опеке и попечительстве: достоинства, просчеты,
проблемы: Моногр. М.: АТК и ППРО, 2009. С. 64.
31. Рабец А.М. Супруг-опекун и супруг-подопечный: особенности правового положения //
Современное право. 2017. N 6. С. 39 - 45.
32. Скуратовская М.М. Формы защиты семейных прав // Семейное и жилищное право. 2017. N
3. С. 16 - 18.
33. Шамраева И.Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без
попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2018. N 3. С. 14 - 18.